Евнухи при императорском дворе
Виктор Усов, доктор исторических наук, ведущий специалист Института Дальнего Востока
«В прошлом в Запретном городе ежедневно к определенному часу все — от князей и сановников до слуг — должны были покинуть дворец, — вспоминал последний император Пу И. — Кроме стоявших возле дворца Цяньцингун стражников и мужчин из императорской семьи, во дворце не оставалось ни одного настоящего мужчины».
Выполняя роль надзирателей, евнухи использовались одновременно и как слуги, шпионы, и как сводники. Некоторые из них становились доверенными лицами правителей и высших сановников государства и оказывали влияние на политическую жизнь страны. Император-дракон делал их своими «ушами, клыками и зубами».
| Главный евнух Тай Цзидянь |
«Каждый день, едва сумерки окутывали Запретный город и за воротами скрывался последний посетитель, тишину нарушали доносившиеся от дворца Цяньцингун леденящие душу выкрики: Опустить засовы! Запереть замки! Осторожней с фонарями! И вместе с последней фразой во всех уголках Запретного города слышались монотонные голоса дежурных евнухов, передававших команду. Эта церемония была введена еще императором Канси для того, чтобы поддержать бдительность евнухов (еще в период Мин ночную стражу в Запретном городе заставляли нести проштрафившихся евнухов — прим.ред.). Она наполняла Запретный город какой-то таинственностью», — вспоминал Пу И свои годы жизни в императорском дворце в Пекине.
| Главный евнух Кэцзи
|
Евнухи, «по оплошности» не запершие ворота Императорского города, когда они должны быть заперты, по «Законам великой династии Мин» должны были отправляться в солдаты на границы Поднебесной.
При посещении императорского дворца складывалось впечатление, что евнухи были повсюду. Они драили полы, ходили с мухобойками, прислуживали императору, его семье, пели, играли в театре, готовили и подавали пищу.
| Евнухи Запретного города |
Считается, что больше всего евнухов было в эпоху Мин (1368-1644 гг.) — 10 тыс. человек. В эпоху Цин их количество было ограничено и в конце не превышало 3 тыс. человек. Уже после Синьхайской революции оставалось во дворце еще 1137 евнухов. Евнухи делились на две категории. Первая — обслуживала императора, императрицу, мать императора и императорских наложниц, обычно эта категория евнухов пользовалась специальными привилегиями. Евнухи, принадлежащие ко второй категории, обслуживали всех остальных.
| Евнухи Запретного города |
Однако следует сказать, что не все евнухи во дворце полностью лишались способностей испытывать сексуальное влечение и связанные с этим радости полового общения. Некоторые их них приобретали изощренные навыки по части неординарного полового общения, поэтому женщины, которых они охраняли, зачастую проникались к ним чувствами отнюдь не сестринскими или дочерними. И такие примеры мы знаем из истории Китая.
| Евнух в Запретном городе |
| Императрица Цыси в окружении евнухов Запретного города |
Чем же еще можно объяснить пристрастие минских императоров к евнухам?
По мнению американского синолога Ч. Хакера, который основывается на китайских данных, имелись следующие причины: евнухи не были обременены личными делами, так как у них не могло быть наследников; евнухи не были ставленниками знати и целиком зависели от воли императора; в силу своего положения они мало связаны общепринятыми морально-этическими ограничениями; завися от воли императора, они не могли противостоять ему; в отличие от прочих сановников, евнухи имели доступ к императору в любое время и поэтому лучше всего подходили для исполнения срочных дел и посреднических поручений.
Источник: Geohistory
|